Кабмин решил не пересматривать цену на газ для населения и оставить ее на нынешнем уровне 4 942 грн за тысячу кубов или 6 957 грн с НДС, наценкой, расходами на доставку и транспортировку. Решение действительно до 1 июня этого года.
Вопрос рыночной цены на газ в переговорах с Международным валютным фондом стоит вторым по важности,, после принятия закона об антикоррупционном суде. Правительство дало президенту и парламенту два месяца на то, чтобы разобраться с судом. А тем временем может удастся найти оптимальную формулу для пересмотра тарифов, которая бы удовлетворила МВФ, но при этом не добила рейтинги власти накануне парламентских и президентских выборов.
То, что украинцам пока что не придется платить за энергоноситель по рыночной цене с потребительской точки зрения хорошо. Но уже во второй половине года бумеранг полетит обратно: отсутствие закона об антикоррупционном суде и отказ от пересмотра тарифов поставит крест на траншах МВФ и другой макроэкономической помощи.
Цена с вопросом
В марте 2017 года вступило в силу постановление Кабмина №187, в соответствии с которым тариф для потребителей каждые полгода нужно пересматривать, если цена импортного газа за предыдущие 12 месяцев меняется больше чем на 10%. В октябре 2017 года тариф должны были пересмотреть в первый, а в апреле 2018 года во второй раз. Однако нормы постановления проигнорировали, газ отпускают по прежней цене. Теперь Кабмин продлил до начала лета спецобязательства НАК «Нафтогаз» продавать газ населению по цене 4 942 грн за тыс. куб. м .
Тем временем варианты формулы будут обсуждать с кредитором. МВФ устраивала та, которая была заложена в постановлении №187. В таком случае конечная цена тысячи кубов осенью 2018 года выросла бы на 62% относительно нынешнего тарифа. Такими были расчеты на основании финплана НАК «Нафтогаз». В СМИ поступали данные о разных вариантах Кабмина. Например, отталкиваться от цены импортного газа не за 12 месяцев, а за те полгода, когда он стоит дешевле. Последняя из озвученных схем повышать тариф на 3% каждый квартал в течение полутора лет.
Поскольку Кабмин заморозил цены на два месяца, кредиторов пока что ни один из вариантов не устроил. И правительство взяло тайм-аут: в течение двух месяцев удар должны будут держать президент и парламент. Именно законопроект об антикоррупционном суде, который Петр Порошенко в конце года подал в Верховную Раду в качестве неотложного и который депутаты приняли в первом чтении основная причина, по которой нет транша МВФ. С ней теперь и предстоит разбираться.
ЧИТАЙТЕ ТАЖЕ: СУРОВЫЙ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2»: ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ УКРАИНЫ
Страшный суд
В том варианте закона о высшем антикоррупционном суде, который подал Порошенко и который ВР приняла в первом чтении, есть норма, которую Запад категорически не приемлет. Кандидатов в судьи будет отбирать высшая квалификационная комиссия, а общественный совет международных экспертов может только давать свои советы. Кредиторы и Венецианская комиссия настаивают на решающей роли общественного совета международных экспертов.
Фото: glavcom.ua
Позиция Петра Порошенко процедура создания антикоррупционного суда должна соответствовать украинскому законодательству и не нарушать суверенитет. По его словам, оптимальные формулировки должны найтись в ходе парламентских дискуссий.
Президент передал мяч ВР, а там законотворческие игры могут длиться долго. Спикер Андрей Парубий сказал, что дедлайн по законопроекту начало мая. Но эти календарные прогнозы ни о чем не говорят, если не ясна причина, по которой рекомендации Венецианской комиссии настолько неугодны власти. Пока что на поверхности две.
Первая причина нежелание выстроить антикоррупционную вертикаль, которая не зависит от власти. Антикоррупционный суд станет последним звеном в независимой цепи правосудия, куда уже входят Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура. Попасть под прицел трех органов, которым не указ парламент, Кабмин и президент, для истеблишмента очень рискованно. Особенно во время избирательного цикла, когда нарушений этики, морали и закона трудно избежать.
Вторая причина затянуть время. Чем позже будет принят закон, тем позже запустят процедуру создания суда. Если бы закон приняли в начале 2018 года, он мог бы заработать уже в 2019 году, а во время избирательной гонки такая угроза ни к чему.
«Власть президента зиждется не столько на его формальных полномочиях, сколько на его влиянии на правоохранительные органы, объясняет политолог Петр Олещук. В первую очередь на прокуратуру, которая всегда была вотчиной президента, но и на судебную власть. Если говорить просто, то президент сохраняет в стране власть до тех пор, пока все крупные бизнесмены и политики уверены в том, что через него можно порешать любые вопросы в судах. Создание независимого органа, который будет выведен из-под контроля Администрации президента, приведет к потере власти президентом, а терять ее он не хочет».То есть срабатывает и страх, и есть желание затянуть время. А пока оно идет, идут и торги за максимально удобный вариант формирования суда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЗАМЕНИТЕЛЬ НАБУ: ЧЕМ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ НОВОЕ БЮРО ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Есть чем крыть
Почему для Украины важно продлить кредитную программу с МВФ NewsOne.ua уже писал. Во второй половине 2018 года начинаются масштабные выплаты по внешним долгам, а для этого нужна валюта. Всего за пять лет мы должны вернуть больше 28 млрд долл., и пик выплат приходится на 2019-2020 гг. Все это время в валюте есть потребность для импорта и нужд частного сектора. Всего в этом году нам нужно 10 млрд долл., а объективно и без проблем найти можно только 3 млрд. Как вариант, можно залезть в свои золотовалютные резервы. Тогда до 2019 года мы продержимся, но в следующем году бороться будет нечем.
Когда Кабмин отложил в ящик вопрос тарифов на газ, на одной чаше весов оказались транш МВФ, который разморозит кредиты от других финансовых институтов на общую сумму около 7 млрд долл. На другой чаше антикоррупционный суд, который несет угрозу власти. Пока что безопасность политикума перевешивает, хотя без транша МВФ и других западных кредитов Украина открывает себя под дефолт в следующем году. Но закон об антикоррупционном суде в президентской редакции все же важнее, чем риск дефолта и удар по рейтингу в год выборов.
«От дефолта пострадают граждане, а от антикоррупционного суда пострадает вертикаль власти. А в особо сложных условиях есть шанс ввести чрезвычайное положение, объясняет Петр Олещук. Одной из причин невведения военного положения до недавнего времени называли срыв международного финансового сотрудничества. Если нам отказываются предоставлять финансирование, президент получит серьезный козырь для того, чтобы объявить о введении военного положения. Оно, как известно, исключает проведение любых выборов. Я думаю, что этот аргумент вполне могут использовать в международных переговорах».
Анна Гончаренко
Источник: