Увеличение объемов добычи нефти в Саудовской Аравии привело к тому, что 11 июля произошло рекордное снижение нефтяных котировок за последние два года. С таким оптимистичным настроем можно было бы рассчитывать на снижение цен и на заправках. Но пока что и на внешнем, и на внутреннем топливных рынках ситуация недостаточно радостная.
Во-первых, рекорд снижения это темпы (на 6%), а не цифры (до 74 долл. за баррель марки Brent). Для сравнения, в июне минимальное значение было 73, 29 долл., но нефть быстро отыграла позиции. То же происходит и сейчас: 12 июля баррель уже подорожал на 1% до 74,26 долл.
Во-вторых, хотя снижение стоимости нефти дарит лучи надежды, для Украины котировки важны в сочетании с целым рядом других факторов.
Сырье
Снижение котировок 11 июля назвали рекордным по скорости, но не по абсолютным значениям. Динамика последних двух лет повышение с корректировками.
Кривая котировок нефти марки Brent за последние два года
Данные Minfin.com.ua
Прямая зависимость стоимости сырья и бензина «на пистолете» в Украине не работает: цена нефти это только 15% стоимости горючего. После добычи нефти идет переработка и расходы на нее, а закупаем мы не черное золото, а уже произведенные из нее нефтепродукты. То есть рекордное падение нефтяных котировок в 6% дает основания снизить цифры на АЗС максимум на 1%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДОЛЛАР, РОСТОВЩИЧЕСТВО ИЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ: КАК СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ НАКОПЛЕНИЯ?
Время
Как объясняет эксперт энергетического рынка Леонид Косянчук, после покупки нефти, необходимо время на ее переработку около полутора месяцев. Еще через 2-3 недели нефтепродукты попадают на биржи. Соответственно, если цена упала сегодня, то нефтепродукт, который произвели из подешевевшей нефти, мы увидим через 65-70 дней.
По данным «Консалтинговой группы А 95», в прошлом году Украина переработала 2,8 млн т нефти, газового конденсата и нефтяного сырья. Для сравнения, по данным Минэнергоугля в 2007 г. объем переработки только нефти был 13,8 млн тонн. То есть мы существенно сократили нефтепереработку и ввозим готовые нефтепродукты, а не черное золото. Соответственно, важнее цены на них, а не на сырье.
Это товар с высокой добавленной стоимостью и его доля в украинской рознице почти 40%. Около 80% рынка импорт, поэтому для Украины остается актуальным следующий пункт.
Курс
Курс доллара пока что не пугает после зимнего повышения, он снизился и сейчас стоит 26,23 грн. Учитывая корректировки стоимости нефти и укрепление гривны, мы увидели и снижение цен на заправках в июне.
Однако экономисты говорят, что девальвационное давление на гривну велико, планка, установленная в бюджете 30 грн за долл. на конец года. Если нацвалюта пойдет вниз, вверх пойдут цены на заправках. Эксперты топливного рынка говорят, что формула простая: когда гривна теряет в цене 10 копеек, топливо может подорожать на 7-8 копеек за литр. Если курс нацвалюты «сдует» доллару 3,7 грн, появятся основания для подорожания на 2,6-2,9 грн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СТРАНА НЕПОБЕЖДЕННОГО АВТОХЛАМА: ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ НЕ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С БРОШЕННЫМИ МАШИНАМИ?
Налоги
Перепады курса важны не только в паре гривна-доллар, но и гривна-евро. Акциз на бензины составляет 213,5 евро за 1 тыс. л, то есть у нас есть прямая привязка к европейской валюте. Потом к цене еще добавляется НДС и в итоге в рознице мы получаем стоимость одного литра, в котором больше 40% это налоговая составляющая.
Смотрим тенденцию по евро: за последние три месяца пиковыми были значения 32,47 грн за евро 20 апреля и 30,16 грн за евро 30 мая. Но после снижения в конце весны, тренд развернулся в сторону повышения с корректировками. Сейчас евровалюта стоит 30,77 грн.
Официальный курс евро к гривне (апрель-июль, за 100 ед.)
График finance.ua
Стоит отметить, что государству будет выгоднее, если нацвалюта ослабеет тогда поступление от акцизов на топливо будут выше. Даже несмотря на то, что с начала года в госбюджете есть отдельный дорожный фонд, куда идут топливные налоги и откуда деньги направляют на ремонт. Дело в том, что в 2018 году в фонд поступят только 50% топливных акцизов, а в 2019 году 75%. Так что акциз на импортные нефтепродукты продолжает играть важную роль для общих доходов госбюджета.
Расходы операторов и маржа
Поскольку около 80% стоимости топлива «на пистолете» это налоги и цена импортных нефтепродуктов, оставшаяся часть заложенные риски, расходы на доставку, хранение и маржа. Если мы говорим о легальной рознице, то эксперты указывают, что маржа сетей около 10%: сверхприбыли на рынке нет, а основной доход достигается за счет оборота.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КРИЗИС НА ПОРОГЕ: КАК УКРАИНА СМОЖЕТ ПЕРЕЖИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД?
«Факторы влияния на розничные цены стандартные и не меняются много лет: прежде всего курс, акцизы, которые растут из года в год (но сейчас ситуация стабильная в середине года их не повышают), стоимость нефти как сырья, говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Много было размышлений о том, куда пойдет рынок нефти, когда он достигнет параметров 70-75 долл. по Brent, потом он на политической нестабильности вырос под 80 долл. и сейчас колеблется в коридоре 75-80 долл. К сожалению, есть основания полагать, что если будет дестабилизация на иранском направлении (уже идут разговоры о санкциях и т.д.), то рынок подскочит до 80 долл. и более. Я пока серьезных оснований для снижения котировок не вижу. Скорее потенциально повышательный тренд, что также будет влиять на стоимость нефтепродуктов на украинском рынке».Так что относительное ценовое равновесие на украинских заправках уже к осени может быть нарушено возможной девальвацией нацвалюты и подорожанием нефти. Если же посмотреть на стоимость бензина в Украине (для удобства, мы ориентировались на столичный рынок), то он не выглядит таким уж шокирующим в долларовом эквиваленте по сравнению с другими странами. Исключение нефтедобытчики с их привлекательными расценками. Зато соотношение стоимости топлива на АЗС и зарплат точно не в нашу пользу.
Цены на бензины и зарплаты в мире
Город | Цена за 1 л в долл. | Средняя зарплата в долл. после вычета налогов | Сколько литров бензина можно купить на зарплату ( в среднем) |
Ашхабад (Туркменистан) | 0,2-0,25 | 275 | 1 237 |
Астана (Казахстан) | 0,4-0,52 | 413 | 913 |
Варшава (Польша) | 1,21-1,35 | 1 050 | 822 |
Кишинев (Молдова) | 1,01-1,14 | 311 | 290 |
Будапешт (Венгрия) | 1,26-1,44 | 756 | 562 |
Берлин (Германия) | 1,46-1,75 | 2 431 | 1 562 |
Париж (Франция) | 1,51-1,87 | 2 730 | 1 633 |
Лондон (Великобритания) | 1,55-1,72 | 3 249 | 1 992 |
Лос-Анджелес (США, Калифорния) | 0,81-1 | 3 573 | 3 992 |
Нью-Йорк (США) | 0,69-0,92 | 4 242 | 5 379 |
Пекин (Китай) | 0,96-1,08 | 1 268 | 1 247 |
Москва (Россия) | 0,63-0,72 | 953 | 1 417 |
Данные агрегатора Numbeo, основанные на информации местных жителей и туристов
Разброс цен на топливо по Киеву агрегатор Numbeo дает в диапазоне 25,4-31,5 грн за литр (0,97-1,2 долл. по курсу НБУ). Зарплату в столице фиксируют на уровне 9 753 грн (372 долл.). Это отличается от официальной статистики по заработной плате (13,3 тыс. грн по данным за май) и свежих расценок на АЗС (от 25,8 до 33,6 грн за л, в зависимости от марки бензина и сети).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: АКЦИЗ НА СНИЖЕНИЕ: ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ «ЕВРОБЛЯХ» И СТАНЕТ ЛИ ВЫГОДНЕЕ ВОЗИТЬ ИНОМАРКИ?
Однако данные на агрегаторе дают приезжие и местные по бензинам они могут запаздывать, а вот зарплата, в отличие от официальных данных, фиксирует уже после уплаты всех налогов. Если отталкиваться от цифр, предоставленных людьми, то на одну зарплату в столице можно купить в среднем 346,5 л бензина. Если отталкиваться от цен на АЗС по состоянию на 12 июля и официальных статданных по зарплате, то средний киевлянин на свое жалование может купить 454 л. Как ни крути, это очень небольшой объем, по сравнению с европейскими столицами и расценками в Штатах.
Анна Гончаренко
Источник: