Загрузка...

Расплата за импорт: почему на заправках подорожал автогаз?

24-07-2018, 12:50 | 24 июля 2018 | Экономика
Загрузка...

Расплата за импорт: почему на заправках подорожал автогаз?

Цены на автогаз в Украине освоили новые вершины. После подорожания в мае до 13,30 грн за литр, он некоторое время держался на отвоеванных высотах, а в июле снова пошел в рост, перевалив за 14,05 грн за литр по состоянию на 23 июля.

Прошлогоднего пика не достиг, но подорожал достаточно, чтобы вызвать беспокойство не только у автолюбителей, но и у государства.

Прошлогодние уроки

В августе 2017 года в Украине скачок цен на автогаз произошел из-за высокого спроса на этот вид топлива, возросшей в зависимости от импорта и особенностей рынка, который не может работать на запасах, а действует «с колес» — эксперты постоянно указывают на проблемы с мощностями для хранения LPG.

В течение пяти лет, с 2013 по 2018 годы, потребление сжиженного автогаза в стране растет ударными темпами. Если в 2013 году объем рынка был 892 тыс. тонн (при этом почти 500 тыс. тонн — украинское производство), то в 2017 году он вырос уже до 1,58 млн тонн (собственное производство — 411 тыс. тонн). Объяснять причины нет особенной необходимости — автогаз все еще выгоднее бензина, установка ГБО окупается, поэтому и рынок растет. Вместе с ценой.

Динамика розничных цен на LPG в 2016-2018 гг.

Расплата за импорт: почему на заправках подорожал автогаз?

Данные консалтинговой компании UPECO

Сезонный пик спроса на автогаз приходится на июль-август и в прошлом году именно в этот период Украина ощутила на себе все «прелести» ажиотажа и дефицита. В этот период  Россия ограничила импорт в Украину, российские и белорусские мощности оказались на ремонте и выстрелила украинская зависимость — пришлось искать другие источники. Но были проблемы с логистикой и, как показало расследование Антимонопольного комитета, ценовой сговор оптовых и розничных продавцов. Спустя почти год после «газового кризиса» АМКУ признал действия нескольких игроков нарушением законодательства о конкуренции и оштрафовал их на общую сумму 41 млн грн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕФТЬ СКАЧЕТ, А ДОЛЛАР ВЫЖИДАЕТ: ЧТО ПОДТОЛКНЕТ ЦЕНЫ НА АЗС

Стремительный рост цен в прошлом году пришлось комментировать на самом высшем уровне. В конце прошлого августа президент Петр Порошенко сказал, что необходимо налаживать собственное производство газа:

«Мы поговорили с правительством, были даны поручения соответствующим министерствам, производителям. Мы должны наладить собственное производство сжиженного газа, и заблокированные объемы из РФ должны быть компенсированы украинским производителем».


Но спустя год следует признать, что поручения или не выполнили, или раздали не тем. Если в прошлом году сжиженный газ украинского производства был 26%, то в первой половине 2018 года составил 22%. По данным консалтинговой компании UPECO, за первое полугодие 2018 г. собственное производство составило 194 тыс. тонн против 660 тыс. тонн импорта.


Выходит, что зависимость от поставок из-за рубежа не преодолена. При этом объемы рынка продолжают расти — на 9,3% только в первой половине этого года, а в период пикового спроса страна только начинает входить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ — ПРОТИВ

Новый виток

За несколько лет Украина доросла до ведущих мировых позиций по объемам потребления сжиженного газа в качестве моторного топлива — вошла в десятку по миру, в пятерку по количеству автомобилей с ГБО. Прошлый год стал первым в истории Украины, когда потребление автогаза превысило потребление бензинов — перевес оказался на 10%.

Хотя собственное производство увеличивать не выходит, меняется структура импорта LPG. Например, больше чем в десять раз выросли поставки из Казахстана. Но Россия по-прежнему остается основным поставщиком. По данным UPECO, по итогам января — мая этого года, на нее приходится половина всего импорта.

Структура импорта LPG в январе — мае 2018 г. (%)

Расплата за импорт: почему на заправках подорожал автогаз?

Данные консалтинговой компании UPECO

Июльское подорожание автогаза на украинских АЗС — эхо повышения стоимости в России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПОРА ПОВЫШАТЬ: ЦЕНА НА ГАЗ ДОЛЖНА ВЫРАСТИ РАДИ ТРАНША МВФ

«За май — июнь стоимость газа в России установила исторический рекорд. Динамика обусловлена резким увеличением спроса на автогаз на внутреннем российском рынке, а также ремонтными работами на ряде крупных производств в РФ. Из-за повышения впервые за 3,5 года в России была введена заградительная пошлина на экспорт СУГ (18,1 долл. за тонну, — ред.). Эти процессы сказались на рынке всей Восточной Европы», — говорит аналитик Консалтинговой группы А — 95 Артем Куюн.

Экс-президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук указывает в качестве причины на рост котировок на внешнем рынке и незначительное проседание гривны по отношению к доллару в течение двух недель.

«Эти два фактора сошлись в одну лузу. В последний месяц внешний рынок демонстрирует рост цен на сжиженный газ — более чем на 70 долл. за тонну. В Украине, к сожалению, рост потребления сжиженного газа превысил возможности по его хранению. У нас очень мало газонаполнительных станций, а сжиженный газ — не бензин и не дизель, его нельзя хранить в цистернах на колхозном дворе. Ведь если бензин и дизель горят, то газ взрывается, и нужны соответствующие условия. Они стоят дорого, поэтому и хранение дорогостоящее. Баз немного, а потребление уже соизмеримо с потреблением бензиновой группы. Так что наш внутренний рынок очень быстро реагирует на изменения на внешнем , — объясняет эксперт. — 70 долл. — серьезная цифра, с учетом дальнейшего начисления акциза и НДС. Почему цена на внешнем рынке так существенно выросла? Поскольку речь идет о бирже, то 40% — это объективные причины, например, соотношение спроса и предложения, а 60% — финансово-спекулятивный фактор. В любом случае повлиять на это мы не имеем возможности — только реагируем. Причем реагирует и внутренний производитель. Он тоже озабочен получением прибыли, плюс мы знаем о зарплатах руководителей госпредприятий, которые как-то нужно обеспечивать. В итоге они всегда формируют цену по импортному паритету».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БИТВА ЗА ТРАНЗИТ: КАК УКРАИНА БУДЕТ БОРОТЬСЯ С «СЕВЕРНЫМ ПОТОКОМ — 2»

Основные поставщики украинского сжиженного газа на внутренний рынок — «Укртатнафта» (43, 5% акций принадлежат «Нафтогазу»), «Укргазвыдобування» (100% акций принадлежат «Нафтогазу, »Укрнафта« (50%+1 акций принадлежат »Нафтогазу").

«Но сейчас чуть ли не единственный случай за последние несколько лет, когда цена на сжиженный газ выросла по рыночным причинам», — уточняет Леонид Косянчук.

Когда она пойдет вниз, тоже будет зависеть от внешнего рынка, а за внутренним взялся присматривать АМКУ. Там уже сказали, что начали исследование на предмет соответствия действий операторов законодательству о конкуренции.

Тем временем в Консалтинговой группе А — 95 отмечают, что цены на заправках растут не так уж быстро. Там говорят, что на стоимости сжиженного газа в Европе, а в частности в Средиземноморье, сказывается падение цен на нефть.

«Разнонаправленная динамика цен в РФ и Европе уже сделала выгодными поставки с моря и через западную границу. Мы фиксируем активизацию импорта из Польши, а также морским транспортом, — отмечает аналитик Артем Куюн. — Ближе к августу в Украине исчерпаются существующие запасы автогаза и альтернативные источники поставок будут задействованы более активно».

В Консалтинговой компании А — 95 говорят, что пиком может быть цена на уровне 14,5 грн за литр. Леонид Косянчук считает, что прогнозировать цены в украинских реалиях — дело неблагодарное. Но напоминает, что сжиженный газ остается выгодным до тех пор, пока он не превысил 55% от цены бензина. По состоянию на 23 июля средняя цена А — 95 по Украине составила 29,18 грн, А — 92 — 28,24 грн, а значит, автогаз держится на уровне 48-49% .

Анна Гончаренко 

Источник: newsone.ua