Повышение расценок до восьми гривен за разовый проезд в общественном транспорте решение столичных властей, к которому киевлян готовили в течение нескольких месяцев. Теперь отвертеться не получится, и с 14 июля платить за наземный транспорт будем в два раза больше, а метро подорожает на 3 грн.
Хотя новые цены еще очень далеки от европейских тарифов, в логике подорожания все равно есть изъян: повышение тарифов чиновники оценивают с позиции бизнесменов, а общественный транспорт не поставишь на исключительно деловые рельсы. По крайней мере, в европейских странах это сделать не удалось.
Где почем?
Мы сравнили стоимость проезда в Киеве со средними тарифами в десяти европейских столицах. Причем взяли города в богатых странах и столицах государств, которые не так давно вошли в Евросоюз.
Столица | Стоимость проезда (от и до) | Разница в стоимости с ценой проезда в Киеве | Средняя зарплата в городе нетто (после уплаты обязательных взносов) | Разница со средней заработной платой в Киеве |
Киев | 4-5 грн | 9 575 грн | ||
Берлин | 2,7-2,8 евро | +1 637% | 2 030 евро | +557% |
Будапешт | 350 форинтов | +585% | 208 474 форинтов | +113% |
Варшава | 3,4-4,4 злотых | +535% | 3 886 злотых | +192% |
Вильнюс | 0,8-1 евро | +520% | 718 евро | +132% |
Лондон | 1,5-3,2 фунта | +1 670% | 2 412 фунтов | +791% |
Париж | 1,7-2 евро | +1 078% | 2 336 евро | +656% |
Прага | 24-32 кроны | +482% | 25 856 крон | +240% |
Рига | 1,15-2 евро | +613% | 670 евро | +117% |
София | 1,6 болгарских лева | +406% | 1 173 болгарских лева | +94% |
Таллин | 1,1-2 евро | +1 140% | 996 евро | +222% |
Данные агрегатора NUMBEO (основаны на информации жителей городов и туристов)
Результаты сравнения показывают, что в Киеве очень дешевый проезд в общественном транспорте по сравнению с ЕС. После того как стоимость проезда в наземном транспорте поднимется в два раза, а в метро на 60%, разрыв между ценами изменится пропорционально, но все равно будет существенным. Зарплаты в Киеве тоже существенно ниже, но разница не такая впечатляющая.
Однако во всех подсчетах не обойтись без уточнений мелким шрифтом. Дело не только в цене, но и в качестве проезда. Тут Киеву, по сравнению со столицами ЕС, пока нечем похвастать. Судя по заявлениям столичных властей, едва ли что-то принципиально изменится и после подорожания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕДНЫЕ ИЛИ ПРИБЕДНЯЕМСЯ: СКОЛЬКО В УКРАИНЕ НЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Что это изменит?
Нынешнее повышение цен на проезд в общественном транспорте объясняют отнюдь не стремлением двигаться в европейском направлении, улучшая подвижный состав, сервис и разветвленность столичного общественного транспорта. Чиновники говорят, что просто догоняют подорожание энергоносителей, которое произошло за последние три года, а новые цены все равно не дотягивают до рентабельности. Среди обозначенных целей, на которые потратят дополнительные средства, пока что значится повышение зарплат сотрудникам предприятий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕЗ ПРАВА НА ПОМОЩЬ: КАК БУДУТ ПРОВОДИТЬ ВЕРИФИКАЦИЮ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Расценки после подорожания
- 8 грн стоимость разовой поездки всеми видами общественного транспорта, в том числе и до 9 поездок в метро в случае использования бесконтактной карты.
- 7,7 грн от 10 до 19 поездок в метро по карте.
- 7,4 грн от 20 до 29 поездок в метро по карте.
- 7,1 грн 30-39 поездок в метро по карте.
- 6,8 грн 40-49 поездок в метро по карте.
- 6,5 грн 50 поездок в метро по карте.
- 15 грн залоговая стоимость бесконтактной карты.
- 390 грн стоимость проездного на месяц на один вид транспорта (кроме метро)
- 610 грн стоимость проездного на метро на месяц.
- 570 грн стоимость проездного на два вида транспорта (если второй это не метро).
- 860 грн стоимость проездного на два вида транспорта, где один метро.
- 750 грн проездной на автобус, трамвай, троллейбус.
- 1070 грн проездной на три вида транспорта, среди которых и метрополитен.
Повышение стоимости разового проезда до 8 грн это еще не экономически обоснованный уровень. Замглавы КГГА Дмитрий Давтян сказал, что перевозка одного пассажира в метро обходится в 8,27 грн, а наземным транспортом 8,77 грн.
«Городские перевозки во всех европейских странах дотируются, говорит эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. Любой европейский чиновник воспринимает городские перевозки как часть инфраструктуры. Это не классический бизнес, а украинские чиновники хотят на этом зарабатывать. В этом фундаментальное отличие между подходами».ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДЕНЬГИ НА ГОРЯЧЕЕ: КАК ЖАРА ПОДОГРЕВАЕТ ЭКОНОМИКУ
Что нужно изменить?
Хотя даже после повышения проезд в общественном транспорте все еще будет далек от европейских цен, когда подорожание происходит в разы, горожане вправе поинтересоваться, когда же улучшится качество? Вместе с Александром Кавой мы определяем самые больные точки общественного транспорта в Киеве, которые давно пора остудить.
«Нам не хватает нормальной системы перевозок, нормальной сети: подвижного состава, ориентированной на потребности горожан сети маршрутов и удобных пересадочных узлов, чтобы пассажиры могли удобно пересесть с одного вида транспорта на другой. Ни одна из этих проблем в рамках инициативы городских властей не решается», говорит эксперт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РИМ, ЛОС-АНДЖЕЛЕС И СТОКГОЛЬМ: СКОЛЬКО В РАЗНЫХ ГОРОДАХ МИРА ПЛАТЯТ ЗА ПРОЕЗД В ТРАНСПОРТЕ
В Киеве нужно увеличить подвижной состав то есть количество троллейбусов, автобусов, трамваев на 1,5 тыс. единиц. Причем речь идет не о «малышах», а о транспорте большой и сверхбольшой вместимости от 12 до 18 метров.
«К сожалению, у нас много говорили об обновлении. Но для Киева эта проблема уже не столь актуальна, как расширение, объясняет Кава. Преимущественно нужны троллейбусы с автономным ходом или, как это сейчас модно называть, электробус с динамической подзарядкой. Такие штуки появляются во многих городах Европы и мира. В Праге на улицы вернули троллейбус и планируют активно развивать. Аналогичные инициативы и в Берлине. Учитывая инфраструктуру контактных сетей в Киеве, это будет большой плюс и с позиции комфортабельности, и с точки зрения экологии. Автобус и троллейбус с автономным ходом на многих маршрутах взаимозаменяемы. В Киеве их довольно много и на правом берегу и в северной части левого берега».
Всего в столице есть необходимость приблизительно в 50 новых направлениях для автобусов, троллейбусов и трамваев. О метро разговор особый. Там есть фантастические планы о ветке на Троещину, которым в осязаемом будущем не суждено сбыться. Но есть перспектива продления зеленой ветки метро на Виноградарь. Как говорит Александр Кава, вполне реально построить ее к следующим выборам мэра, если, конечно, найдутся деньги. Но за счет повышения цен на проезд до 8 грн такое масштабное строительство точно не осилить.
Анна Гончаренко
Источник: